Доходы российских инфобизнесменов (в обиходе — инфоцыган) сократились на 4 млрд рублей за три года, подсчитали для «Известий» в Ассоциации блогеров и агентств. По итогам 2024-го их прибыль составила около 300–500 млн рублей против 4,5 млрд в 2022-м. По словам экспертов, на это повлиял в том числе нерабочий YouTube, а сами россияне всё чаще стали обращаться к профильным специалистам с образованием.
В России пик популярности блогеров-инфоцыган прошел, на это указывают их доходы: по итогам 2024-го прибыль составила около 300–500 млн рублей против 4,5 млрд в 2022-м, подсчитали для «Известий» в Ассоциации блогеров и агентств (АБА). На это повлияли масштабные уголовные дела за уклонение от налогов, нерабочий YouTube и переход россиян к профильным специалистам с высшим образованием.
Некоторые из инфоцыган сидят в тюрьме, другие ждут решения суда, остальные покинули страну, прекратили свою деятельность или ведут ее более скрытно, отметили в АБА. Так, например, прибыль Александры Митрошиной, которая недавно была задержана за неуплату налогов, сократилась с 650 млн в 2022 году до 150 млн в 2024-м. Елена Блиновская, которую приговорили к пяти годам колонии общего режима, и Валерия Чекалина (находится под домашним арестом), прекратили свою работу. Однако Аяз Шабутдинов, несмотря на то что с ноября 2023 года содержится в СИЗО, продолжает вести свою предпринимательскую деятельность — его школа бизнеса продолжает функционировать, но заработок неизвестен, добавили в АБА.
— Несмотря на то что спрос на услуги тарологов, астрологов в РФ продолжает оставаться высоким, страницу инфопредпринимателей можно считать закрытой. Крупнейшие из них дискредитировали себя, а на плаву остались лишь те, кто либо смог диверсифицировать свой бизнес, либо ведут ее, основываясь на реальном образовании, — отметили в АБА.
Снижение доходов так называемых инфоцыган — это закономерный процесс, связанный с потерей доверия аудитории, считает депутат Госдумы Антон Немкин. За последние годы люди стали более избирательно подходить к выбору образовательного контента и различных онлайн-курсов. Многие инфобизнесмены сами подорвали свою репутацию агрессивным маркетингом, завышенными обещаниями и низким качеством продуктов. И, конечно, проблемами с законодательством, особенно в части налогообложения, отметил он.
— Рынок образовательного контента сегодня переживает этап трансформации. Всё больше людей предпочитают проверенные образовательные платформы и курсы, созданные при участии экспертов, а также телевизионные проекты с научно-популярным контентом, — сказал парламентарий.
Кроме того, важно отметить, что главным инструментом распространения низкого качества контента таких блогеров был YouTube, и после его замедления, естественно, они потеряли свою аудиторию, подчеркнул он.
Отток аудитории у блогеров, активно продвигающих различные курсы, продолжится. Отчасти это будет связано с дальнейшей деанонимизацией интернет-пространства, работа в этом направлении на законодательном уровне обязательно будет продолжена, резюмировал он.
Источник: iz.ru