Евросоюз объявил о введении 19-го по счету пакета санкций в отношении России, сделав новый шаг к ужесточению финансового давления. Согласно документу, опубликованному на сайте Совета ЕС, санкционные ограничения теперь распространяются на восемь банков и финансовых организаций из третьих стран, тесно связанных с российским капиталом или способствующих его международным операциям. В действие эти меры вступят в ноябре 2024 года.
В числе новых фигурантов санкционного списка оказались дочерние структуры банка ВТБ (MOEX: VTBR) в Белоруссии и Казахстане, что значительно затруднит для этих организаций ведение бизнеса за пределами своей юрисдикции.
Кроме того, под ограничения попала криптовалютная платформа Payeer, киргизский CJSB JSCB Tolubay, казахстанский OJSC Eurasian Savings Bank, а также таджикские CJSC Dushanbe City Bank, CJSC Spitamen Bank и OJSC Commerce Bank of Tajikistan. Среди прочих — гонконгская Blackford Corporation Limited и компания Fuel and Oil Dynamics FZE из ОАЭ.
Наряду с этим, меры ЕС затронули ряд ведущих белорусских банков — дочерние структуры Альфа-банка и Сбербанка, а также «БелВЭБ» и Белгазпромбанк. Как отмечается в пояснительных материалах Совета ЕС, эти учреждения используют российскую Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), а также аналоги, включая Систему быстрых платежей (СБП) и карту «Мир». Это позволяет им обходить западные ограничения на трансграничные расчеты, что и стало причиной внесения их в чёрный список.
С ноября европейским юрлицам, организациям и государственным органам будет запрещено прямо или косвенно взаимодействовать с указанными банками — любые финансовые сделки подпадут под полный запрет. Исключение сделано для ранее заключённых договоров: запрет на них вступит в силу только с 25 апреля 2026 года, чтобы дать бизнесу время завершить обязательства.
Кроме того, последним пакетом санкций Евросоюз включил в список еще пять российских банков и 45 организаций, которые, по мнению Брюсселя, содействовали обходу существующих санкций или участвовали в параллельном импорте и «теневом» экспорте. Также усилены ограничения для российских дипломатов и введены меры против 117 судов так называемого «теневого флота», используемых для перевозки российских энергоносителей в обход западных санкций.
Эксперты отмечают, что расширение санкционного списка серьезно увеличивает давление на российский и аффилированный капитал за пределами страны, осложняя проведение международных расчетов и операций. Такие шаги ЕС могут привести к перераспределению потоков капитала, изменению логистических схем и дальнейшему укреплению альтернативных финансовых инфраструктур, в частности внутри ЕАЭС и на азиатских рынках.