США ввели новые санкции в отношении российских банков.

21 ноября Минфин США ввел санкции против ряда кредитных организаций из России.

1171

21 ноября минфин США ввел санкции против ряда кредитных организаций из России, среди которых – Газпромбанк, БКС-банк, Фора-банк, банк Дом.РФ, банк «Центрокредит», Росдорбанк, Меткомбанк, банк "Синара", Банк "ЦентроКредит", Банк "Хлынов", Банк "Агророс", Банк «Итуруп», ББР-Банк, Энерготрансбанк, Банк "Кремлевский" и др.

В этот раз Минфин США сделал упор на трансграничные расчеты российских банков, в том числе с использованием системы передачи финансовых сообщений. Однако такие действия лишь стимулируют власти и бизнес искать новые обходные пути санкций. На внутренних расчетах подобные санкции могут не отразиться, однако могут сказаться на использовании клиентами карт китайской платежной системы UnionPay.

Начиная c февраля 2022 года США, Великобритания, Евросоюз, Япония, Австралия и ряд других стран начали вводить санкции против российской банковской системы.

Санкции могут быть как относительно мягкими, например, запрет на привлечение капитала, так и жесткими, которые подразумевают отключение от международной межбанковской системы SWIFT, внесение банков в SDN-списки, что автоматически запрещает контрагентам проводить операции с данными кредитными учреждениями.

В общей сложности под санкции попало уже более трех десятков российских банков, на которые приходится подавляющая часть банковских активов России. Каждая страна, которая вводит санкции, самостоятельно определяет критерии для включения того или иного банка в санкционные списки.

Одновременное введение санкций в отношении большого числа средних и небольших банков является «не меньшей проблемой по сравнению с санкциями в отношении ГПБ. Именно эти банки служили основным мостом для расчетов и переводов в иностранные банки. Из этих банков можно было совершать переводы в рублях в дружественные юрисдикции, совершать вне РФ конверсионные операции и далее осуществлять расчеты в валюте с иностранными контрагентами. Теперь этот канал существенно сузился, так как на практике такие возможности остались либо у еще более мелких банков, которые не попали в этот раз в санкционную сеть, либо у дочерних банков иностранных групп, которые теперь станут еще более осторожными в отношении любых международных транзакций.

Расширение ограничений в отношении российских банков означает продолжение усиления давления на ситуацию с международными платежами. Это осложнит расчеты в тех случаях, когда все контрагенты по сделке были согласны использовать российский банк для расчетов. В то же время уже существует множество схем расчетов за экспорт/импорт, в некоторых из них вообще не происходит трансграничного движения денежных средств.

В 2024 году, после выхода указа президента США о риске вторичных санкций для иностранных банков, российские экспортеры и импортеры испытывали сложности с трансграничными расчетами.

Остается некоторое количество неподсанкционных российских банков, дочерних организаций иностранных банков и организаций, обслуживающих денежные переводы, которые могут продолжать обслуживать легитимные сделки, включая некоммерческие личные переводы.

Переводы можно по-прежнему осуществлять через не попавшие под санкции банки, но окно возможностей «сужается». Иностранные банки-корреспонденты будут еще более осторожно работать с российскими респондентами, транзакционные издержки и сроки обработки трансграничных платежей еще больше вырастут. Среди прочих вариантов остается криптовалюта, наличный расчет, бартер, осуществление платежей через небанковские платежные системы.

По всей видимости, все большую популярность будут приобретать варианты с открытием компаниями счетов напрямую в банках ближнего зарубежья, в первую очередь СНГ. Данная возможность, однако, уже тоже серьезно ограничена, поскольку на практике иностранные банки проявляют высокую осторожность при работе с расчетами, в которых присутствует российский элемент.

Минфин США также предупредил о риске вторичных санкций иностранные финансовые организации, которые присоединились или планируют это сделать к российскому аналогу SWIFT — Системе передачи финансовых сообщений (СПФС).

В сообщении подчеркивается, что Россия использует СПФС, чтобы сохранить международные финансовые связи, обходить санкции и финансировать военные действия. Поэтому OFAC будет расценивать вступление в СПФС после публикации этого предупреждения тревожным сигналом и готово агрессивно применять санкции к таким организациям. Также всем заинтересованным сторонам рекомендуется оценить свои риски в отношении учреждений, которые присоединились к СПФС, так как они могут использоваться для обхода санкций, говорится в сообщении.

Теперь OFAC будет рассматривать присоединение иностранных банков к СПФС как «красный флаг», считает руководитель международного направления коллегии адвокатов «Регионсервис» Ксения Касьяненко. «Учитывая данные обстоятельства, высока вероятность прекращения работы с данной системой банков из дружественных государств в связи с опасением попадания под вторичные санкции», — допускает она.

Больших последствий ждать не стоит. «Система СПФС и так используется в основном отечественными и дружественными банками. Дружественные банки, для которых важно соблюдение санкций США, вряд ли бы стали подключаться к СПФС без всяких предупреждений», — аргументирует юрист.

 

 

 

 

 

 

Источник: https://www.rbc.ru/finances/21/11/2024/673f60609a7947368a5db56b